postheadericon Воскобович «Сказочные лабиринты игры»

2281-1

Приказ

Информационная карта (Воскобович)

Руководитель: Серых Лариса Викторовна, к.п.н., доцент, зав.кафедрой дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;

Соруководитель: Трясорукова Екатерина Николаевна, старший воспитатель  МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик» г. Белгорода, тьютор ООО «Развивающие игры Воскобовича»

Обоснование и программа  региональной инновационной площадки по проблеме «Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области»

 

  1. Актуальность заявленной темы для сферы образования Белгородской области

В системе дошкольного образования произошли существенные изменения стратегии и тактики, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Одна из современных стратегических целей государственной политики в области развития образования до 2025 года определена как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, одним из путей ее достижения должно стать обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода, а также развитие вариативности образовательных программ всех видов образования»..

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами следующие задачи:

— обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:

— создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,

ориентированной на труд личности.

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 431-пп: «…Региональные приоритеты развития дошкольного образования:

  • обеспечение доступности дошкольного образования за счет развития сети муниципальных дошкольных организаций и негосударственного сектора;
  • создание для всех равных стартовых возможностей при поступлении в

школу;

  • психолого-педагогическая поддержка развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) в условиях семейного воспитания».

«Дорожная карта» обновления содержания дошкольного образования в Белгородской области, утвержденная приказом департамента образования Белгородской области от 30 июня 2015 года №2996: «…Приоритетными направлениями обновления содержания дошкольного образования до 2020 года являются:

—   физическое     развитие    и       здоровьесбережение    дошкольников    в образовательных организациях;

— осуществление преемственности в реализации ФГОС дошкольного

образования и начального общего образования;

— реализация       системно-деятельностного    подхода     в        дошкольном

образовании;

— обеспечение      психолого-педагогической   поддержки          семьи         и

повышение педагогической компетентности родителей;

— развитие творческих способностей у дошкольников…».

Таким образом, на региональном уровне поставлена задача внедрения современных основных образовательных программ дошкольного образования и педагогических технологий, реализующих требования ФГОС ДО и учитывающих условия конкретной дошкольной организации.

В Белгородской области на 1 сентября 2018 работает 466 дошкольных образовательных организаций, 193 дошкольные группы в составе образовательных организаций, 16 частных дошкольных организаций (имеется лицензия на образовательную деятельность), 53 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих присмотр и уход.

Одной из главных задач дошкольного образования является организа­ция (или оптимизация) в ДОО развивающей предметно-пространственной среды с целью активизации, расширения и обогащения игровой деятель­ности дошкольника. Технологический подход к организации образова­тельной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО можно осуще­ствить с использованием игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Использование игровой деятельности как базового процесса для организации совместной деятельности взрослого и ребенка по решению различных образовательных позволяет реализовать индивидуализацию в качестве основного принципа современного дошкольного образования. Учитывая особенности каждого ребенка, который становится активным участником деятельности с использованием игрового пособия, взрослый организует сотрудничество детей и взрослых как партнеров, тем самым актуализирует субъектную позицию ребенка, поддерживая его инициативность и активность.  Использование игр В.В.Воскобовича в образовательном процессе способствует обеспечению вариативности содержания основной образовательной программы и организационных форм дошкольного образования.

Актуальность введения игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно – деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

Высокий образовательный и развивающий потенциал игровых пособий В.В.Воскобовича, возможность многоцелевого использования при правильном с методической точки зрения подходе позволяют добиться впечатляющих результатов. Дети приобретают умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, способность к комбинированию, пространственное видение и воображение, способность представить результаты своих действий и их вариативность.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича  предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка, использование всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.

Учитывая все вышеизложенное, на наш взгляд, актуальным является создание команды управленцев и практиков, которые бы сумели внедрить игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в дошкольные образовательные организации Белгородской области.

2.Новизна работы заключается в следующем:

— проанализированы модели образовательной среды с использованием игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, описаны три варианта: одновозрастная группа, разновозрастная группа,  «вместе с мамой»;

— выделены, описаны и структурированы компоненты образовательной среды, необходимые и достаточные для развития детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

— разработана программа повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций.

  1. Научное обоснование необходимости проведения исследования

Развивающие игры В.В.Воскобовича активно используются педагогами с 90-х годов XX века. Интерес к ним вызван прежде всего оригинальностью решения задач, заложенным в игру творческим потенциалом, многовариантность игровых упражнений. В 1998 году была реализована идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр Воскобовича. В настоящее время возрастные границы расширились и охватывают диапазон от 1 года до 12 лет.

Авторская технология В.В.Воскобовича интегрирует сразу несколько «классических» технологий: развивающее обучение, игровые технологии, элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), элементы проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (работа в парах, командная работа), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В соответствии с ФГОС ДО, предполагается, что в результате освоения основной образовательной программы ребенок приобретает конкретные интегративные качества. В основе технологии В.В.Воскобовича – совместная деятельность ребенка со взрослым и со сверстниками.

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, именно в совместной деятельности со взрослым формируются все специфически человеческие психические процессы. В совместной деятельности со взрос­лым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоя­тельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего раз­вития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе, благодаря процессу интериоризации. Зона ближайшего разви­тия — это потенциальные возможности ребенка. Это такой уровень пси­хического развития, при котором ребенок самостоятельно не может осу­ществить определенных заданий, но он может их выполнить при помощи взрослого. Зона ближайшего развития диагностируется по уровню слож­ности задач, которые ребенок осуществляет в сотрудничестве со взрослым. Зона актуального развития диагностируется задачами такого уровня слож­ности, которые ребенок может выполнить самостоятельно.

Л. С. Выготским был сформулирован закон интериоризации (закон перехода функций извне внутрь). Согласно этому закону, каждая психи­ческая функция, прежде чем стать внутренним средством сознательной деятельности, проходит внешнюю стадию, осуществляемую в рамках со­вместной деятельности.

Доля участия ребенка в его совместной деятельности со взрослым за­кономерно растет с возрастом. В конечном итоге (по достижении взрос­лости) в его индивидуальной деятельности может полностью воспроиз­водиться содержание целостной совместной деятельности. Процесс инте­риоризации относится к отдельным действиям, к психическим функциям и к деятельности в целом. Закон интериоризации распространяется на ситуации обучения как интеллектуальным действиям, так и социальным умениям.

Составными компонентами совместной деятельности являются взаи­модействия (интеракции) между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, то есть предметно направленные взаимодействия.

В психологии существует понятие «совмещенная психологическая си­стема». В качестве таковой Л. С. Выготский называл систему «Мать и дитя», в которой первоначальная совмещенность на биологическом, фи­зиологическом уровнях переходит на уровень психологический. Это очень тонко настроенная система, обладающая физическими и психическими параметрами. В образовательной практике в качестве совмещенной пси­хологической системы выступают взрослый и ребенок («взрослый — ре­бенок») в процессе совместной деятельности. Признаками системы явля­ются целостность, взаимосвязь всех ее частей и образование надсистемных интегративных качеств. Эта совмещенная психологическая система «взрослый — ребенок» имеет свою динамику развития. Рассмотрим ее в соответствии со стадиями развития совместной деятельности ребенка с другими.

На первой стадии развития совместной деятельности, в период мла­денчества, возникает эмоциональная совместность в диаде «взрос­лый — ребенок». Положительно окрашенные эмоциональные отношения приводят к положительному отношению ребенка к миру. Установление некоторых ритуалов во взаимодействии взрослого и ребенка носят орга­низующее начало в системе «взрослый — ребенок».

На ранний дошкольный возраст приходится вторая стадия развития совместной деятельности. В период раннего детства ребенок приобрета­ет некоторую степень самостоятельности: он начинает ходить, осваивает речь, появляются первые слова, развиваются действия с предметами. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. На этой стадии проявляется детский эгоцентризм, сверстник выступает как объект. Характеристика детской игры — игра рядом. Ребенок становится менее зависимым от взрослого. Тем не менее он еще несамостоятелен. Ребенка многое инте­ресует. Начинается этап открытия мира, и взрослый служит проводником ребенка в окружающий его мир. Освоение мира ребенком невозможно без взрослого. На этом этапе именно он открывает ребенку значения предметов, объектов, явлений. И на этом этапе развития сознания (пред­метного сознания) ребенок осваивает речь, значения слов, которые обо­значают окружающий его мир. Задача взрослого на этом этапе — наблю­дать за ребенком, отслеживать проявления его любознательности, на­правлять его активность на постижение значений, отвечая на вопросы: «Что (кто) это?», «Как это называется?». Исчезает ситуация полной слит­ности ребенка и взрослого, вместо этого появляются двое: ребенок и взрослый. Содержание совместной деятельности на этом этапе — усвое­ние общественно выработанных способов употребления предметов. Раз­вивается новая форма общения — ситуативно-деловое общение. В психологической системе «взрослый — ребенок» контакт ребенка со взрослым опосредуется предметом и действиями с ним. Одной из важных характе­ристик, определяющих качество системы «взрослый — ребенок», являет­ся открытость. Открытость можно в данном случае рассматривать как взаимообращенность взрослого и ребенка. С одной стороны, это прояв­ления инициативности со стороны ребенка по отношению к взрослому, стремление привлечь его внимание к себе, требование от взрослого со­участия в своих делах, эмоциональность отношения к взрослому, чувстви­тельность к его действиям, оценкам, перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого. С другой стороны, это чувствитель­ность взрослого к «сигналам» ребенка, готовность и способность органи­зовать взаимодействие как в виде делового сотрудничества, так и в виде эмоционального, ситуативно-личностного общения.

В возрасте от 1 года до 3 лет возрастает речевая активность ребенка, общение со взрослыми становится не только эмоциональным, но и по­знавательным. Этому способствуют игры В.В.Воскобовича, которые направлены на развитие речи и наглядно-действенного мышления ребенка.

Младший дошкольный возраст является переходным к следующей ста­дии развития совместной деятельности. Кризис трех лет ярко проявляет все более возрастающую тенденцию к самостоятельности, утверждение собственного «я». Ребенок начинает различать «я» и «не-я» (другие). Пси­хологическая напряженность в системе «взрослый — ребенок» снимается за счет грамотно организованных ситуаций взаимодействия со стороны взрослых. Отделение ребенка от взрослого способствует перестройке от­ношений в системе.

Ребенок отделяет себя от взрослого и желает быть как взрослый — проявляет интенции к самостоятельности в феномене «я сам». Он охотнее вступать в общение со сверстниками, способен к эмоциональной отзывчивости. Начинает развиваться воображение, внимание еще непроизвольное, память непосредственна и имеет яркую эмоциональную окраску, мышление наглядно-действенное. В этом возрасте игры В.В, Воскобовича направлены на формирование основных  сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, пространственные и представления).

Третья стадия развития совместной деятельности приходится на сред­ний дошкольный возраст. Важной характеристикой социальной ситуации развития на этой стадии является появление потребности общения со свер­стниками. В этом возрасте появляется совместное действие между детьми, интерес к партнеру по игре и элементы сотрудничества. Активно проис­ходит физическое, умственное, речевое, социальное развитие ребенка. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Общение со взрослым разворачивается на основе увеличивающейся самостоятель­ности дошкольника. Сотрудничество взрослого и ребенка носит характер внеситуативно-познавательного общения. Таким образом, система «взрос­лый — ребенок» усложняется и появляется система «ребенок — ребенок», в которой отношения между детьми опосредованы участием взрослого.

Процесс развития обусловлен специально организованным процессом обучения. В дошкольном детстве появляется определенное отношение к себе и своим возможностям, которое опосредовано отношением к ребен­ку взрослого. Ребенок во многом ориентирован на взрослого. Взрослый, в свою очередь, предъявляет ребенку определенную систему ожиданий, требований. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрос­лого (ласку, одобрение, похвалу). И это влияет на преобладание личных мотивов в общении со взрослым. Постепенно в процессе совместной дея­тельности у ребенка формируются и общественно значимые мотивы.

Ребенок стремится к интеллектуальному общению, начинает устанавливать причинно-следственные связи, овладевает способами использования сенсорных эталонов, придерживается последовательности обследования. Восприятие становится осмысленным целенаправленным, мышление – наглядно-образным, воображение —
репродуктивным, внимание — более устойчивым. Появляются действия по плану и правилам. Конструирование носит продуктивный характер.

К старшему  дошкольному возрасту дети в процессе совместной деятельности осваивают различные формы сотрудничества. В младшем школьном возрасте эти формы получают свое дальнейшее развитие.

Расширяется мотивационная сфера за счет развития социальных, познавательных мотивов и саморегуляции. У ребенка появляются устойчивые чувства и эмоции. Поведение начинает выстраиваться с учетом интересов и потребностей других людей. Расширяются и углубляются представления о цвете, форме, величине предметов. Ребенок обследует предметы, ориентируясь на весь комплекс признаков. Внимание становится более устойчивым и произвольным, воображение — богаче и оригинальнее, увеличивается объем и устойчивость памяти. Развивается наглядно-образное мышление, позволяющее решать сложные задачи со знанием обобщающих наглядных средств (схемы, чертежи) и обобщающих  представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Игры Воскобовича способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания. Через игру дети получают представления о количественном составе чисел, знакомятся с дробями и геометрическими фигурами; знакомятся со звуами и буквами, овладевают чтением и письмом. Все игры комплекта способствуют развитию мелкой моторики рук, способностей к конструированию. Многофункциональные конструкторы направлены на логико-математического развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучение конструированию, развитие глазомера и мелкой моторики обеих рук, кроме того, они способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).

Одной из приоритетных задач дошкольного образования в связи с реализацией ФГОС ДО, является работа по достижению дошкольником психологической зрелости, что обозначено в перечне целевых ориентиров — предполагаемых достижений детей к моменту перехода к школьному обучению. Предпосылки универсальных учебных действий как элементы будущего компонента успешного школьного обучения начинают появляться уже на этапе дошкольного периода.

Существует четыре основных компонента универсальных учебных действий, определяемых ключевыми целями общего образования: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

На этапе дошкольного образования и переходе к школьному обучению личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Личностная готовность включает в себя мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность «я»-концепции, само­эмоциональную готовность. Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально-значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов. Существенным  критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированностъ «я»-концепции и самосознания характеризуется осознанием своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств — нравственных -переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного).

На ступени дошкольного образования показателем личностной готовности к школе является сформированность «внутренней позиции школьника», которая обозначает готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.

Развивающие игры В. В. Воскобовича способствуют социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей, то есть тем направлениям развития образования дошкольников, которые предусмотрены ФГОС дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие. Основной целью этого образовательного направления является эффективная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как детская деятельность, отражающая окружающую действительность, мир взрослых и других детей, природы, общественной жизни. Социально-коммуникативному развитию дошкольников при использовании игровых пособий В. В. Воскобовича способствуют:

— ситуации общения и взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками;

— совместная деятельность со взрослым, в процессе которой проис­ходит становление различных форм самостоятельности, целенаправлен­ности и саморегуляции собственных действий (развиваются самооргани­зация, самоконтроль, самооценка);

— совместная игровая деятельность с другими детьми, в процессе ко­торой происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формируется уважитель­ное отношение к сообществу детей и взрослых в ДОО;

Познавательное развитие способствует ориентации ребенка в окру­жающем мире — природном и социальном. Развивающие игры В.В.Воскобо­вича стимулируют развитие познавательных функций и направлены на формирование и совершенствование различных умственных действий и операций.

В процессе использования игровых пособий у детей происходит:

— развитие интересов, любознательности и познавательной мотива­ции, проявляемой в игровой активности;

— формирование познавательных действий, осознанности;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений об объектах окружающе­го мира, о таких их свойствах и отношениях, как форма, цвет, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство и время, дви­жение и покой, причины и следствия.

Речевое развитие. Цель данного образовательного направления можно определить как формирование и развитие у детей дошкольного возраста начальной ком­муникативной компетентности. Использование развивающих игр Вос­кобовича способствуют достижению данной цели. Использование игровых пособий В. В. Воскобовича направлено на:

— обогащение активного словаря;

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и мо­нологической речи;

— развитие речевого творчества, которое может реализоваться в при­думывании новых сказок с героями, предлагаемыми игрой;

— развитие звуковой культуры речи;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Совместная деятельность с использованием игровых пособий побуждает детей к вступлению в контакт с окружающими, является мотивом к коммуникативной деятельности и стимулом к взаимодействию как со взрослым, так и с другими детьми.

Художественно-эстетическое развитие. По данному образовательному направлению при использовании развивающих игр В.В.Воскобовича решаются следующие задачи:

— становление эстетического отношения к окружающему миру, так как в играх используется широкий спектр цветов, они имеют яркое и красивое (эстетичное) оформление;

— образное восприятие музыки, художественной литературы, фольклора за счет использования игровых пособий в образовательном процессе;

— проявление сопереживания персонажам художественных произведений (использование развивающих игр В.В.Воскобовича подразумевает реализацию определенного сюжета с помощью сказок и их героев);

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной).

Использование развивающих игр В.В.Воскобовича придает образовательному процессу творческий, импровизационный, активный характер, поскольку игры разнообразны. Их использование способствует созданию атмосферы свободного и радостного творчества, создает возможность для конструктивных действий ребенка, основанных на фантазировании.

Физическое развитие. При реализации образовательного направления по физическому развитию дошкольников можно выделить две ключевые задачи, решаемые посредством использования игр Воскобовича:

— происходит развитие крупной и мелкой моторики обеих рук;

— происходит становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Все пять образовательных направлений на каждом возрастном этапе могут реализовываться в различных видах деятельности:

  • в раннем возрасте (1-3 года) посредством игровых средств реали­зуются предметная деятельность и игра с составными игрушками; экс­периментирование с материалами; общение и совместные игры со взрос­лым и сверстниками; самообслуживание; восприятие смысла сказок, картинок, двигательная активность. Игры, предлагаемые для данного воз­раста (согласно существующим этапам освоения игр детьми) яркие, кра­сочные и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений;
  • для детей дошкольного возраста (3-7 лет) в ходе игры реализуются разные виды деятельности в интеграции с ведущей в этом возрасте — игровой:

— коммуникативная (происходит общение и взаимодействие со взрос­лыми и другими детьми);

— познавательно-исследовательская (исследование различных игровых материалов, активизация познавательной сферы и психических процес­сов, овладение сенсорными эталонами и т. д.);

— восприятие художественной литературы (сказки в качестве методи­ческого сопровождения игр);

— самообслуживание в игровой деятельности;

— конструирование;

— изобразительная деятельность (предлагаются трафареты, обрисовка фигур, аппликация на игровом поле «Коврографа Ларчик» и т. д.);

— музыкальная (восприятие музыки, сопутствующей развивающим играм);

— двигательная (развитие крупной и мелкой моторики, двигательная активность).

На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внима­ния. Игровые умения совершенствуются в творческой деятельности. В стар­шем дошкольном возрасте в самостоятельной деятельности дети изобре­тают игровые задания, предлагают новые решения уже имеющихся, при­думывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий и правильно организованной предметно-пространственной образовательной среды в детском саду развитие ре­бенка будет полноценным и эффективным.

  1. Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель исследования — интеллектуально-творческое развитие детей раннего и дошкольного возраста посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи исследования:

  1. Создание условий (материально – технических, кадровых, организационно – педагогических) для внедрения игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.
  2. Разработка модели образовательной среды с использованием игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в условиях вариативности образования (в том числе группы раннего развития, разновозрастной группа,  группа  «вместе с мамой»);
  3. Повышение квалификации педагогического коллектива дошкольной образовательной организации в области игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича посредством реализации программ дополнительного образования, семинаров и вебинаров.
  4. Разработка сценариев образовательной деятельности, направленных на интеллектуально-творческое развитие детей раннего и дошкольного возраста посредством использования игр В.В. Воскобовича.
  5. Разработка и апробация диагностики эффективности использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича процессе интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
  6. Организация и проведение консультаций и семинаров для родителей по ознакомлению игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Результаты исследования:

— не менее, чем на 20% повысились показатели интеллектуально-творческого развития дошкольников старшей и подготовительной к школе групп;

— не менее, чем на 95% повысилась профессиональная компетентность 160 педагогов, участвующих в деятельности региональной инновационной площадки, в области применения игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в образовательном процессе ДОО;

— не менее, чем 95% родителей подготовительной к школе групп удовлетворены качеством образовательного процесса в ДОО;

— не менее, чем на 50 % повысился уровень мотивации у родителей дошкольнмков к совместным занятиям исследовательской деятельностью, играм В.В.Воскобовича.

Эффективность деятельности по внедрению игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича может быть оценена по двум направлениям.

Первое направление – независимая оценка со стороны социума, соответствие социальному заказу, оценка деятельности дошкольной организации родительской общественностью (удовлетворённость по результатам анкетирования).

Второе направление – непосредственная оценка качественных изменений в развитии дошкольников. Основными показателями успешности детей в овладении конструктивными действиями при использовании игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича являются следующие:

— развитие у детей продуктивности, осознанности, оперативности действий и рациональности выполнения интеллектуально-творческих игровых и проблемных заданий;

— возросшая самостоятельность и самоорганизованность, инициативность и настойчивость в достижении намеченной цели;

— дошкольники осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

— умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

— умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

— у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

— хорошо развита мелкая моторика рук.

Прогнозируемые риски, возможные негативные последствия и механизмы их компенсации: использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в работе с детьми с ОВЗ потребует привлечение специалистов.

  1. Обоснование предлагаемых подходов, методов, технологий для достижения поставленной цели

Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича основано на следующих принципах современного дошкольного образования, способствующих повышению его качества:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости технологий;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • единства воспитательных, развивающих целей и задач процесса образования;
  • интеграции образовательных областей;
  • личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
  • возрастная адекватность образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта ведущего вида деятельности.

Содержание педагогической деятельности будет построено с учётом следующих методологических подходов.

Деятельностный подход: организация образовательного процесса на основе ведущих видов детской деятельности (общение, игра, познавательно – исследовательская деятельность, конструирование) как сквозных механизмах развития ребёнка. При реализации данного подхода обучение и воспитание в равной мере способствуют становлению субъектности ребёнка.

Индивидуально – дифференцированный подход: все образовательные и развивающие мероприятия, приёмы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребёнка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребёнка. При реализации данного подхода педагоги владеют информацией о состоянии здоровья детей, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребёнка.

Компетентностный подход: позволяет педагогам сконструировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с интересами, потребностями воспитанников. Система педагогической деятельности направлена на формирование у ребёнка элементарных основ ключевых компетенций дошкольника – ценностн-смысловая, учебно- познавательная, информационная, общекультурная, коммуникативная.

Интегративный подход: дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную, и практическую сферы личности ребёнка. Цель использования данного подхода – формирование целостного видения мира. Системообразующими идеями интегративного образования являются личностная направленность обучения, обобщённые предметные структуры и способы деятельности, смыслообразующие мотивы в обучении, системность, проблемность обучения, диалогичность, рефлексия деятельности.

Гендерный подход: позволяет учитывать при обучении психологические особенности девочек и мальчиков, ориентирован на индивидуальные склонности и возможности, подразумевает такую организацию педагогической деятельности, когда для обоих полов формируются различные, соответствующие их гендерной принадлежности, условия развития.

При организации образовательного процесса используются современные образовательные технологии, технологии развивающего обучения, в том числе современные информационные технологии, интерактивная образовательная среда.

Автор технологии Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Вторым принципом методики Воскобовича является «игра с пользой». Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.

Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от одного года и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы.

Распределение игр и пособий В. В. Воскобовича по образовательным областям весьма условное, так как большинство пособий реализуют целый комплекс образовательных задач. Социально-коммуникативное развитие направлено на совершенствование навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости.

Социально-коммуникативному развитию детей способствуют игры и игровыe пособия, предполагающие общение детей друг с другом в парах, группах. Примерами могут выступать коллективные настольные игры («Планета умножения», «Домино», «Чудо-«Крестик 2», «Чудо-Соты 1»), игры-соревнования с конструкторами «Геоконт «Малыш», «Прозрачный квадрат» и пр.). С позиции развития эмоциональной сферы прекрасно себя зарекомендовали сказочные образы — жители Фиолетового леса и альбомы серии «Автосказка».

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, .познавательных интересов детей, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. Изначально игры и пособия, созданные В. В. Воскобовичем, были направлены преимущественно на развитие интеллектуальных качеств детей, поэтому неудивительно, что практически все игры так или иначе под­ходят для решения задач познавательного развития дошкольников.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, граммати­чески правильной диалогической и монологической речи; развитие ре­чевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской лите­ратурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литера­туры; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задача речевого развития реализована во всех игровых комплектах, поскольку все игры подразумевают оречевление действий, обращение к сказочным сюжетам. С позиции подготовки к обучению грамоте, можно выделить игры и пособия, входящие в состав комплекта «Чтение через игру», а также игры «Геоконт «Малыш», «Геоконт «Штурвал. Алфавит», плакат «Геоконт. Алфавит», «Конструктор букв 1», «Конструктор букв 3», комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», пособие «Набор букв и знаков Ларчик», графический тренажер «Игровизор» с приложе­ниями «Лабиринты Букв. Гласные», «Лабиринты Букв. Согласные», «Игро­вой калейдоскоп», развивающая предметно-пространственная среда «Фио­летовый лес».

Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эсте­тического отношения к окружающему миру, стимулирование сопережи­вания персонажам, реализацию самостоятельной творческой деятельно­сти детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.), развитие воображения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

Для реализации задач художественно-эстетического развития детей особенно подходят следующие игры и игровые пособия: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», игровой комплекс «Коврограф Ларчик», игровой комплект «МиниЛарчик», графический тре­нажер «Игровизор», комплект «Складушки с CD», практически весь состав комплекта «Эталонные конструкторы».

Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой мо­торики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и проч.

Физическому развитию способствуют большинство игр и игровых по­собий. Формирование мелкой моторики пальцев рук эффективно осущест­вляется при использовании конструкторов, игр со шнурками (например, «Шнур-Малыш», «Яблонька» и др.), крупная моторика задействуется применение развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», игрового комплекса «Коврограф Ларчик».

Состав игр и пособий, входящих в структуру технологии «Сказочные лабиринты игры», постоянно меняется, совершенствуется. Педагоги дошкольных образовательных организаций России являются авторами сказок и сценариев образовательной деятельности.

Литература

  1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В.Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352с.
  2. Официальный сайт В.В. Воскобовича. Режим доступа: http://geokont.ru/MethodSumm

fiolet-les1

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Государственные услуги
Народная экспертиза